Как работает отделение скорой помощи. Интервью с заведующим отделением скорой медицинской помощи И.О. Борисовым
В апреле этого года приемное отделение Елизаветинской больницы перешло на новый формат работы, уделяя больше внимания медицинской сортировке, основным принципом которой стало определение пациентов по зонам в соответствии с тяжестью состояния: зеленая зона – удовлетворительное состояние пациента с незначительными и компенсированными функциональными расстройствами и способностью к самостоятельному передвижению; желтая – состояние пациента с умеренно выраженными нарушениями жизненно важных функций организма и отсутствием возможности самостоятельного передвижения; красная – состояние пациента тяжелое и требует оказания незамедлительной помощи.
О новых принципах работы, выстраивании системы и командном подходе мы поговорили с заведующим отделением скорой медицинской помощи Борисовым Иваном Олеговичем.
Как вы решились возглавить одно из самых сложных отделений больницы?
— Когда мне предложили возглавить отделение у меня был сложный жизненный период. На тот момент я долгое время работал реаниматологом в общей реанимации и думал о дальнейшем развитии. Когда мне поступило предложение кардинально поменять направление деятельности, я решил взять паузу на обдумывание и принятие решения. Впоследствии понял, что готов и чувствую в себе достаточно сил, чтобы изменить работу отделения скорой помощи, в котором как раз близились перемены.
Ваше назначение по времени совпало с реорганизацией отделения: это осложнило работу или наоборот было проще начинать выстраивать систему с нуля?
— Я готов был менять систему, пусть и через непринятие со стороны коллег. Это нормально, что люди не готовы к переменам, но у меня было исходно другое представление о медицине и процессах, которые должны происходить. Я решил, что стану врачом, когда мне было 9 лет. На первом курсе точно знал, что стану именно реаниматологом. Это ультра медицина. Ты либо помогаешь, либо нет. Стационар в данном случае – большой пациент, которому для дальнейшего стабильного развития и функционирования нужна была помощь.
Основной сложностью было перестроить работу коллектива. Проблема была не только в людях старшего поколения, которые просто привыкли работать определенным образом, но и в молодых, уже местами выгоревших, специалистах. Работа в отделении скорой помощи накладывает колоссальную ответственность и нагрузку. Конечно, было бы проще строить работу с нуля, но у нас не было других вариантов, кроме как перестраивать имеющиеся процессы, оптимизировать площади, организовывать помещения. Сейчас уже проделана большая работа: распределение пациентов по потокам успешно функционирует по всем трём зонам. Разделения по тяжести состояния прежде никогда не было, не говоря уже о реанимации, которая теперь доступна со всем необходимым оборудованием буквально с первых минут нахождения пациента в приемном отделении. Для меня, как для руководителя и человека, который живет этой идеей – это, безусловно, эволюционный скачок.
Какую команду вы видите оптимальной для работы?
— Идеологически отделение скорой помощи предполагает, что работать в нем могут только врачи скорой помощи. Более того, в скором времени это будет юридически единственный возможный путь. То, как мы работаем сейчас, это некий костыль – переходный период. Многие больницы уже используют эту модель работы. Например, Институт скорой помощи имени И. И. Джанелидзе переобучает своих врачей-терапевтов и хирургов на врачей скорой помощи, набирает новых специалистов. Так и наше отделение в любом случае в самом скором времени перейдет на новый формат работы, где основная масса врачей — это врачи скорой помощи. Узкопрофильные же специалисты в отдельных случаях будут выступать консультантами, а также проводить сложные хирургические вмешательства.
Как подбираете медицинский персонал? Какие критерии важны для работы в приемном отделении?
— Учитывая, что в самое ближайшее время все приемные покои будут реорганизованы и вся экстренная помощь будет в одном месте, необходимость в бригадах скорой помощи как она есть сейчас уйдет. Не нужно будет лечить на дому, главная задача бригады — довезти до стационара. Многие могут остаться без работы и важно вовремя переучиться, поймать этот момент. Это что-то принципиально новое и важно гореть идеей, иметь желание изменить работу больницы к лучшему. Когда встречаешь таких людей, появляются силы идти дальше. За год было много всего сделано, в первую очередь благодаря людям.
Помимо этого, есть потребность и желание работать с молодыми специалистами, студентами. Мы решили обратиться в те учебные учреждения, где сами когда-то учились, с предложением дать возможность молодым специалистам работать в новом отделении и новом формате. Для нас это свежие идеи и новые силы, для них — бесценный опыт и практика. Было большое количество обратной связи, к нам пришло много молодых ребят с горящими глазами. Многие стажируются, кто-то уже в процессе трудоустройства. Думаю, у такого формата взаимоотношений с учебными заведениями большое будущее.
Что вас вдохновляет в работе?
— Помимо людей, которые встречаются на пути, с которыми можно обменяться опытом и идеями, это пусть и не всегда открытые, но положительные отзывы коллег. Тогда ты понимаешь, что на правильном пути. Ведь именно от команды и совместной работы зависит успешное развитие и стабильная работа всего стационара. Тяжелее всего добиться одобрения внутри. Ну, и конечно же, обратная связь от пациентов. За последние 7 месяцев жалоб стало меньше на 21 процент. Не знаю, много ли это или мало? Но я считаю, мы на правильном пути.